Самый главный вопрос, который, безусловно, волнует каждого родителя: «Как вырастить ребёнка счастливым?». Эта тема, довольно широко обсуждается в современной педагогике и психологии. Изучая её, Вы найдёте разнообразные теоретические вариации, начиная от узко педагогических точек зрения, заканчивая экзистенциальными теориями. Тема философская и, конечно, счастье для разных людей не может быть одинаковым. Но есть некоторая общая составляющая этого состояния, переживаю которую, точно каждый из нас, почувствует себя счастливым.
Парадокс состоит в том, что несчастные люди в ста процентах случаев не могут вырастить счастливых детей. Счастье — генетическая штука, передаётся по наследству. Более того, серьёзную роль играет социальное окружение, которое вирусом передаёт детям те или иные установки. Американский психотерапевт Ж. Ледлофф, которая провела два с половиной года в племенах южно-американских индейцев, где в отношении между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой так не хватает в цивилизованном обществе, пришла к выводу, что если мы будем обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий, наши малыши будут спокойными и счастливыми. Основная идеология, распространённая в этих племенах – следование за основными потребностями ребёнка. Для индейцев это не равно потаканию всему, что требует малыш. Это значит, что каждый рождённый младенец находится с матерью до того момента, пока «не спустится» с неё сам. Опять же для матери – это не означает, что она выбивается из жизни племени, отнюдь – нет. Мать продолжает вести обычную для неё жизнь.
Для нашего менталитета сложно соединить две составляющие – рядом с матерью, и мать ведёт обычный образ жизни. Схожая идеология у современных французов. Их дети, о чудо, начинают спать самостоятельно к 2, максимум 4 месяцам. Их дети умеют ждать, охотно едят разнообразную пищу, у родителей есть своё время, когда они заняты только друг другом, при этом малыши не у бабушки. Они не капризничают по любому поводу, а главное легко различают свои эмоции и потребности, как только начинают говорить. Интересно, имеет ли это значение в будущей взрослой жизни. Безусловно…
Если каждый из нас задаст себе вопрос: «Что для меня счастье?», точно будет общий ряд: 1)назовём это сферой отношений (то есть насколько человек реализовал себя в коммуникациях с окружающими, здесь разнообразие вариаций от здоровья близких, до реализованности в отношениях мужчина – женщина); 2) назовём это успешностью (деньги, карьера, свобода передвижения); 3) понимание себя, мир и договорённость с собой. На самом деле, единицы из людей, третий фактор осознают, в принципе. Конечно, последовательность у каждого человека будет своей индивидуальной, но для каждого в той или иной степени будут важны перечисленные компоненты.
И всё- таки, как вырастить ребёнка счастливым? Ясно, что однозначного рецепта не существует. Но абсолютно очевидно следующее: 1) необходимо с малых лет обращать внимание ребёнка на его внутренние переживания, эмоции, тем самым научая распознавать свои потребности; понимая себя, легче понять другого – это залог успешных социальных отношений; 2) учить уважать границы других людей – малыш чётко должен знать, что можно, а что нельзя – неоднозначность губительна; 3) учить мечтать и как следствие ставить цели; 4) учить понимать, что необходимо уметь и знать для достижения цели.
Будьте счастливы и растите детей счастливыми!